МАДОУ "Центр развития ребенка - <br>Детский сад №298" г. Пермь

МАДОУ
"ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА -
ДЕТСКИЙ САД № 298" г. ПЕРМИ
Заведующий:
Казанкина Лариса Викторовна

+7 (342) 282-68-09
+7 (342) 265-99-30
Корпус 1: ул. Техническая, д.16
Корпус 2: ул.Студенческая, д.16

Образование

Программа развития музыкальности "Гармония"

Программа развития музыкальности у детей дошкольного возраста.

Тарасова К. В.
Нестеренко Т. В.

Пояснительная записка.

Предлагаемая программа развития музыкальности у детей дошкольного возраста основана на научных данных о психологических закономерностях развития музыкальных способностей и педагогических условиях их формирования, полученных авторами в результате многолетних исследований и опыта педагогической работы.

Главная задача программы – задача развития у детей музыкальных способностей во всех доступных им видах музыкальной деятельности. Эта задача определяет основное содержание и общую структуру программы.

Воспитание в МАДОУ "ЦРР - детский сад № 298" г. Перми осуществляется на русском языке.

Реализуемый уровень образования - дошкольное образование.

Форма обучения - очная (в соответствии с п.2 ст.17. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об боразовании в Российской Федерации").

Нормативный срок обучения - 5-7 лет.

В 2018-2019 уч.году численность обучающихся по реализуемым образовательным программам - 335

По источникам финансирования:

- за счет бюджетов субъектов РФ - 335

- за счет местных бюджетов - 335

по договорам об образовании - 0

- за счет ассигнований федерального бюджета - 0.

Главная логика программы – логика становления музыкальных способностей на этапе дошкольного детства, определившая последовательность заданий и методы работы с детьми.

Однако и эта задача, и эта логика – не единственные, в соответствии с которыми строятся с которыми строятся содержание и методы работы. Задачи общего психического развития ( прежде всего развития воображения творческого мышления, памяти, коммуникативных способностей нравственного и общекультурного воспитания детей) решаются на музыкальных занятиях постоянно. Логика развития музыкальных способностей «стыкуется» в программе с логикой становления видов музыкальной деятельности: музыкального движения, слушанья музыки, пения, игры на детских музыкальных инструментах в оркестре, музыкальной игры-драматизации.
Теперь следует сказать о принципах подбора музыкального материла, форме и стиле ведения музыкальных занятий.

Первый принцип – связи музыки с ведущими интересами детей, с их жизнью. музыкальные занятия строятся по «блокам» тем, доступным и интересным детям этого возраста: «игрушки», «животные», «времена года», «мои родные и я сам», «как рождается музыка и какой она бывает». Каждый из этих блоков конкретизируется в одной или нескольких темах. Всего в году 11 тем, которые приведены в «Системе музыкального репертуара». Такой подбор музыкального репертуара способствует «вхождению» музыки в жизнь ребенка, ее «омузыкаливанию».

Однако надо оговориться сразу: ни блоки, и темы не абсолютны и не «привязаны» к определенному времени и месту. Те или иные музыкальные произведения, естественно, повторяются в связи с конкретными музыкальными задачами, другими темами и просто по желанию детей. Некоторые темы вообще проходят как «сквозные», в течение всего года, вплетаясь во все другие («Мы поем и пляшем» - русская народная музыка, «Как рождается музыка и какой она бывает» и др.).
В ряде случаев темы одного «блока» идут по спирали, от более простых форм их воплощения к более сложным («Мои маленькие друзья» и «Кошка и котята»; «Петушиная семейка» и «Кто с нами рядом живет»). Кроме того, работа по отдельным видам музыкальной деятельности организована так, что она подводит детей к самому сложному, комплексному ее виду – музыкальной игре-драматизации, фактически, маленькому спектаклю.

Второй принцип – сочетания в музыкальном репертуаре высоко-художественной народной, классической и современной музыки. В систему репертуара, значительно более широкую, чем в традиционной программе, включены произведения Вивальди, Моцарта, Гайдна, Сен-Санса, Мусоргского, Свиридова, Шнитке, Денисова.

Третий принцип – сюжетно-игрового единства музыкального занятия. Во всех случаях, когда это возможно, занятия объединяются единым сюжетом. Дети живут в этом сюжете, в этой музыке, которая проходит, как правило, в нескольких видах музыкальной деятельности. Такое построение помогает преодолеть разорванность, «клочковатость», характерную, к сожалению, для традиционных музыкальных занятий, построенных зачастую на механическом сочетании большого количества никак между собой не связанных частей и музыкальных произведений, по поверхности которых «скользит» скользит детское сознание.

Если удается реализовать этот принцип в полной мере, занятие идет «на одном дыхании», большом эмоциональном подъеме и взрослых. Необходимо создавать условия для эмоционального сознательного «погружения» детей в каждый из видов музыкальной деятельности (их никогда не было на одном занятии больше 3-х, редко 4-х), в каждое музыкальное произведение.

Четвертый принцип – импровизационности. Он касается работы и детей, и взрослых. С самого начала у всех участников педагогического процесса создается «установка на творчество», музыкальную импровизацию во всех видах музыкальной деятельности.
Импровизация начинается уже с первого приветствия: педагог здоровается со всеми детьми, а потом – с кем-либо индивидуально, пропевая мелодически по разному: «Здравствуйте, дети», «Доброе утро», «Здравствуй, Анечка» и т.д. И дети отвечают ему тоже по-своему, каждый раз по-разному. Сюжетная канва занятия и его вводная, «литературная» часть разрабатываются заранее, но, конечно, многое меняется в процессе самой работы в зависимости от состояния детей и их результатов. Работа по «Программе», безусловно, рассчитана на самостоятельность и творчество музыкантов, работающих с детьми. В ней предложен достаточно большой объем музыкального репертуара по всем видам музыкальной деятельности, из которого педагог может выбрать произведения, которые он считает нужным дать детям в зависимости от состава группы и собственных возможностей и склонностей. Принцип импровизационности ни в коем случае не снижает значения обучения, в процессе которого дети усваивают язык музыки – основу музыкальной деятельности. Задача заключается в нахождении оптимального соотношения обучения и творчества.

Несколько слов о стиле ведения занятий и характере общения. Общая «тональность» работы педагога должна быть светлой, оптимистичной, приподнятой. Педагог должен быть чутким и исключительно доброжелательным в общении с детьми, и с воспитателями.

Программа представлена не традиционно. Сначала дана объединяющая ее «Система музыкального репертуара» по всем «блокам» и темам и всем видам музыкальной деятельности, ориентировочно распределенная по двух месячным периодам времени. Затем предложены программы по каждому из пяти видов деятельности, где сформулированы задачи, которые ставились в них, даны некоторые методические подходы к их решению и усложняющийся музыкальный репертуар.

«Программа» рассчитана на 3 занятия в неделю по 25-30 минут с группой дете в 20-25 человек, по двум подгруппам (по 10-12 детей в каждой).

Информационно-образовательные ресурсы:


Официальный сайт министерства образования и науки РФ
www.mon.gov.ru
Федеральный портал "Российские образование"
www.window.edu.ru
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
www.scool-collection.edu.ru
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
www.fcior.edu.ru
Единый портал
permedu.ru
Информационно-развлекательный портал для детей и подростков:
http://персональныеданные.дети/

Copyright © МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 298» г. Пермь
Создание сайта: Веб-студия полного цикла в Перми "Maria" CMS Site Edit